Парагвай: Индейцы Мака
Я Максим Лемос, ваш проводник в сердце самой экзотической и загадочной части Латинской Америки — Парагвая! Живу между Мадридом и Буэнос-Айресом, но Асунсьон — это место, где я чувствую себя по-настоящему живым. Это не просто столица, это ворота в самые аутентичные индейские колонии региона. Мечтаете погрузиться в индейскую культуру в одной из самых экзотических колоний рядом с Асунсьоном? Хотите услышать истории, которые хранят эти древние земли? Готовы открыть для себя Парагвай таким, каким его видят немногие туристы? Срочно нужна экскурсия в Парагвае? Пишите на WhatsApp:
+54-911-6833-3313
Итак, разумеется, главная и самая интересная достопримечательность Асунсьона - стремительно вымирающие индейцы Maká (исп. maka). Правда, живут они не в Асунсьоне, а в ближнем "Подасуньсьонье". Почему "вымирающие"? Судите сами: согласно переписям населения Парагвая, и без того маленькая численность Мака стремительно шла к полному исчезновению:
| Год | Численность населения |
|---|---|
| 1981 | 6080 человек |
| 1992 | 1061 человек |
| 2002 | 1282 человека |
| 2012 | 1892 человека |
| 2022 | ~2600 человек |
К счастью, на 2026 год положение чуть выправилось, но всё равно эта нация находится под угрозой поного исчезновения. И наверное из этой статьи вы поймёте, почему...
Доехать из Асунсьона до Мака на такси просто: ловите такси и говорите "Колония Мака!" Причём и по-русски и по-испански звучит одинаково. На городском автобусе тоже просто. Нужно сесть в центре на автобус 44 (который идёт до Mariano Roca Alonso - это важно) и попросить высадить у колонии Мака. Ехать из центра Асунсьона часа полтора. Как выйдете, поспрашивайте у местных. Никаких табличек, указателей и главных ворот не будет. Поэтому обязательно нужно спрашивать. В общем, проходим по обычному посёлку минуты три, сворачиваем у большой лужи налево и оказываемся в деревне Мака:
Это самые, что ни на есть настоящие индейцы, не работающие, живущие первобытно-общинным строем (если говорить современным языком – по-бомжатски) почти обособленно. Почти никто из них не знает ни испанский, ни гуарани (второй официальный язык Парагвая). Вообще, с таким подходом к жизни это племя не должно было дожить до наших дней. В 1990-х их оставалось меньше 1000 человек. Но произошло чудо, индейцев начали поддерживать японцы, датчане и даже местное парагвайское правительство построило им на территории деревни несколько домиков. Поэтому Мака стали размножаться очень резво, к тому же в деревню поехали редкие туристы, и Мака уверовали в собственную особенность, уникальность. Первое, что встречает гостя - стайка детишек. По понятиям мака, нормальная семья должна иметь 10 детей. 5 считается мало. Одеваются Мака в обычную, современную одежду (не идиоты же они, ходить в перьях и оленьих шкурах):
Кстати, знаете, как в 2026 году определить, настоящий ли перед вами индеец, или ряженый? Очень просто: настоящие, современные индейцы никогда не ходят в перьях, бусах и набедренных повязках. Если перед вами индеец в перьях - это не индеец. Это человек, работающий индейцем. Это касается любых латиноамериканских индейцев, даже самых популярных - индейцев Амазонии.
Итак, пошли со мной на экскурсию по деревне. Индейцы знают, что они местная достопримечательность и туристам не особо удивляются. Хотя потока туристов сюда, конечно нет. Парагвай сам по себе страна не туристическая, а уж ехать куда-то - не пойми куда из столицы целый час, да ещё по грунтовке - слишком сложное мероприятие для обычного туриста. У входа нас встречает Паулино. Гид по деревне. Да-да, я гид, но он тоже. Иногда ходить без него здесь невозможно.
Паулино говорит по-испански. Он частенько сопровождает нас с туристами. Одна из важных частей работы Паулино - рассказывать туристам длинную историю о том, что индейцам Мака помогают японцы и прочие европейцы и что жизнь непростая нынче... Обычно на эту трогательную речь, растроганные иностранные туристы должны по сценарию предложить бедствующим индейцам материальную поддержку. Скромно и деликатно гид Паулино пытается спровоцировать вас на материальную поддержку. Конечно, можно ходить здесь и без всякого гида, бесплатно. Территория эта никак не отгорожена от остального мира. Сами индейцы привыкли, что иностранцы приезжают смотреть и фотографировать их. Правда они всегда жалуются, что мало визитёров: турагенства не сильно рекламируют эту деревню или возят туда туристов сами, заламывая тройную цену. Говят, мол мы вывеску даже на улице снаружи вешали: "Колония Мака", но вывеску сломали...
В общем туристы ходят, но не часто. Ничего, благодара моему сайтку, туристы повалят валом.
Итак жизнь МАКА:
Много народу живёт в ужасающих хибарах с земляным полом, например вроде этой:
Мужики чисто по-мужски сидят ... и ничего не делают. Сегодня ещё сидит мало народу, многие отдыхают дома после выходных...
Сидят они так всегда, только единицы из Мака знают немного испанский и ездят на работу в Асунсьон. Большинство же вот так медитирует весь день:
Когда надоедает просто сидеть, мужчины играют в палочки. Национальная Мака-игра:
Кстати, что-то смутно мне подсказывает, что именно такая же жизнь, как у племени Мака, вскоре ожидает Аргентину (возвращаемся на секунду в город Росарio, который я снимал через окно автобуса Аргентина-Парагвай):
И только женщины заняты чем-то полезным: вяжут всякие лже-народные сувениры для туристов:
Сувениры можно купить "свеже-сделанные" прямо у женщин или в доме-музее, где собственно особо ничего нету, кроме школьных учебников на испанском языке и также на языке мака. Да-да. учебники - это тоже гуманиарная помощь от каких-то сердобольных туристов. Мака бережно поставили эти учебники в свой музей. В соседней комнате свалены в кучу старые компьютеры, которые добрые спонсоры дали для обучения детишек мака. Компьютеры рабочие. Также в музее полно всяких сувенирных вещей - сумок - браслетов - перьев - шкур - черепов и прочего народного промысла:
А на стендах вывешены старые замусоленные фотографии племени. И футбольной команды племени Мака. А вот красуются детские портреты народного героя Парагвая, и одного из главных национальных лидеров племени Мака, Ивана Беляева - белогвардейского офицера, эмигрировавшего в Парагвай, изучавшего и много помогавшего местным индейцам. Похоронен он тоже на одной из территорий племени Мака. Всего в Парагвае есть 3 такие деревни Мака. На этих рисунках, мне кажется Беляев малость протюнингован под индейца:
Русский генерал, ставший вождём индейцев
Иван Тимофеевич Беляев прибыл в Парагвай в марте 1924 года с чемоданом, полным разбитых надежд. Белогвардейский генерал-майор, участник Первой мировой войны, лейтенант царской России, спасался от красных. На новой родине он нашёл миссию, которая определила остаток его жизни: исследовать неведомый Гран-Чако и помочь его коренным жителям – племени Мака. Беляев возглавил 13 экспедиций в безлюдную пустыню, картографировал территорию, налаживал связи с индейцами. Он был не просто исследователем – он был антропологом, лингвистом, писателем. Составил словарь языка Мака с переводом на испанский. Записал их песни, документировал обряды, организовал театральное представление "Индейская фантазия", где сами Мака рассказывали свою историю.
Мака полюбили его всем сердцем. При жизни признали его своим вождём – честь, которую не дарят просто так. В 1933 году генерала назначили начальником генштаба парагвайской армии, но смысл жизни он видел совсем в другом. По его завещанию, когда 19 января 1957 года Беляев умер, Мака должны были похоронить его не в пантеоне героев в Асунсьоне, а на священной земле племени. Индейцы доставили гроб по реке Парагвай и положили его в землю предков. Каждый год 19 января Мака совершают ритуал памяти, называя его посредником между земным миром и миром ушедших предков. Земля, где живёт племя, неофициально называется "колонией генерала Беляева". Внуки генерала, потомки русской эмиграции, посещали Парагвай в 2011 году на празднование 200-летия независимости. Кто из вас знал о белогвардейце, ставшем богом для индейцев?
Вождь, очень приятно...
Поскольку Мака сейчас является туристической достопримечательностью, они должны соответствовать чаяниям туристов. А что нужно туристам от индейцев? Конечно перья! Какой же турист поверит в то, что это настоящие индейцы, если они не в перьях, а в спортивных штанах и бейсболках. Туристы могут заплатить из расчёта 10000 гуарани на каждого из сидящих мужиков, и тогда они оденут перья и поводят для вас индейский хоровод. Вот как это выглядит:
А если заплатить от души, то будет даже так:
Кстати, в Парагвае живёт огромное количество других индейцев - гуарани. Внешне их поселения очень напоминают это, но если приглядется - это совсем разные индейцы. У них разные языки, традиции, история. Деревня Мака похожа на деревню Гуарани только внешне. Добрые иностранные спонсоры построили индейцам баптистскую церковь. Интересно кстати, почему везде в деревне колючая проволока?...
Чем занимаются Мака? Если коротко: мужики - сидят, женщины - на хозяйстве, детишки - играют, подростки-юноши иногда гоняют футбол (есть поле специальное), а подростки-девушки играют в баскетбол. Это национальная игра Мака, традиция:
Конечно, в голове такая форма жизни сразу идентифицируется как жизнь бомжей. Кстати, как ни странно, у многих есть телевизоры, а на кирпичных домах имеются спутниковые тарелки. Чего они там по телевизору смотрят и понимают ли чего - не знаю. В школе сейчас детей начинают обучать испанскому языку. Жаль, фото не передают ещё и неподражаемые запахи.
В деревне имеется и престижный район с хорошими цивильными домиками (помощь правительства Парагвая):
В престижном районе неожиданно встретился этот трогательный мужчина, занятый делом:
Но, тем не менее, почему-то не создаётся ощущения, что ты в каком-то "плохом" месте. Всегда не хочется отсюда уходить. Какая-то здесь атмосфера позитивная, люди очень открытые, добрые. Язык Мака удивительный и неожиданный: привет будет "Ланам". Только вместо "Л" некий звук, который отсутствует в обычных языках, некое выдувание воздуха с прижатым к нёбу языком, среднее между "л" и "с". На этом старом видео я увлёкся беседой с местным жителем. Как выяснилось, испанского он не знает, но почему-то знает иврит. Я-то забыл, что "ланам"- это привет, и мне слышалось, что дедок мне говорит "шалом".
Вот видео про наш нехитрый диалог, а также общение с местной детворой:
Привет на языке Мака - «Ланам», очень созвучно с арабским «Салям» и с еврейским "Шалом".
У Мака всегда спокойно, душевно. Какие-то они добрые, трогательные... Всегда жаль от них уходить. И странно, что мало кто из туристов знает про Мака. Ещё раз повторюсь, это первое, и главное, что есть интересного в Асунсьоне.
Если набрать "МАКА" в ю-Тубе или в Гугле, то в результатах я почти не узнаю тех Мака, которых знаю я. Потому что там они все в перьях и обязательно пляшут и поют. Тупорылым туристам не нужны Мака настоящие, им нужен цирк. И Мака им этот цирк обеспечивают. Почему-то никто не снимал, как они просто ЖИВУТ. Мне же всегда интересна их настоящая, реальная жизнь.
"Ближнее Подасуньсьонье", местность рядом с деревней Мака:
Театр бедности: как туризм уничтожает последних Мака
Официально туристам рассказывают сказку о гордом племени, сохранившем древние традиции. Реальность куда жестче и безжалостнее. Я наблюдаю Мака с 2008 года и с тех пор в их жизни мало что изменилось – кроме того, что все стало ещё отчаянней. В 2026 году Мака остаются одной из самых маргинализированных групп Парагвая, попав в ловушку, из которой кажется нет выхода. Правительство пообещало им 335 гектаров земли в 1944 году за помощь в войне. Мака помогли в войне, но правительство выдало только 104. На месте Мака можно было бы махнуть на это рукой: ну кого не обманывали правительства? Но Мака упёрлись. Восемьдесят лет споров, судебных заседаний, обещаний – и ничего. За эти годы Мака совсем отвыкли работать, зато привыкли клянчить. Они привыкли жить с сознанием, что им ДОЛЖНЫ. Основная часть племени по-прежнему живёт в посёлке Марьяно Рока Алонсо, где 1600 человек из 2600 общей численности собраны как в концентрационный лагерь туристических аттракционов.
Самые активные из Мака ездят на заработки в столицу. Сидят на асфальте центра Асунсьона, плетут браслеты за пару тысяч гуарани – это примерно 30 центов по курсу. Туристы фотографируют их как экзотических животных. Среди коренных народов Парагвая статистика плохого отношения к людям катастрофическая – особенно уязвимы женщины и дети. США неоднократно ставили Парагвай на чёрные списки именно за это. Юные девушки исчезают из поселения, их вывозят в города, в бордели, в Аргентину, в Испанию. Об этом молчат, потому что жалко терять последних туристов. Проблема алкоголя и других веществ в поселении – это не культурная особенность, это результат отчаяния и действий преступных организаций. Мака – это не туристический аттракцион, это трагедия, в которую превратилась история человечества.
Жизнь индейцев Мака обособлена и закрыта от влияния извне. Поэтому они не смешиваются и сохраняют свою культуру, язык и обычаи. И эта колония напомнила мне колонию русских староверов в Уругвае. Они тоже закрылись от внешнего мира, и поэтому сохранили и старый русский язык, и русскую манеру одеваться, и разные другие русские традиции и привычки. Почитать о них можно в репортаже.
Наш гид проводил нас до остановки 44 автобуса:
Ознакомьтесь с полезной информацией о Парагвае: климат, валюта, виза и советы путешественникам.
Подробная туристическая инструкция по Аргентине: когда и на чём лететь, в какие города съездить, чего опасаться и что есть.
@Max_Lemos




