Парагвай: Индейцы Мака
Итак, разумеется, главная и самая интересная достопримечательность Асунсьона - индейцы МАКА. Вернее, живут они не в Асунсьоне, а в ближнем "Подасуньсьонье". Доехать на такси просто: ловите такси и говорите "Колония Мака!". На городском автобусе тоже просто. Нужно сесть в центре на автобус 44 (который идёт до Mariano Roca Alonso - это важно) и попросить высадить у колонии Мака. Ехать из центра Асунсьона часа полтора. Как выйдете, поспрашивайте у местных. Никаких табличек, указателей и главных ворот не будет. Поэтому обязательно нужно спрашивать. В общем, проходим по обычному посёлку минуты 3, сворачиваем у большой лужи налево и оказываемся в деревне Мака:
Это самые что ни на есть настоящие индейцы, не работающие, живущие первобытно-общинным строем (если говорить современным языком – по-бомжатски) почти обособленно. Почти никто из них не знает ни испанский, ни гуарани (второй официальный язык Парагвая). Вообще, с таким подходом к жизни это племя не должно было дожить до наших дней. 10 лет назад их оставалось 700 человек. Но произошло чудо, их начали поддерживать японцы, датчане и даже местное парагвайское правительство построило им на территории деревни несколько домиков. Поэтому Мака стали размножатся очень резво, к тому же в деревню повалили редкие туристы, и Мака уверовали в собственную особенность, уникальность. Первое, что встречает гостя - стайка детишек. По понятиям мака нормальная семья должна иметь 10 детей. 5 считается мало. Одеваются Мака в обычную, современную одежду (не идиоты же они, ходить в перьях и оленьих шкурах:
Итак. Вошли мы в деревню. Из ближайшего дома вышел мужичок, мы спросили: "Это деревня Мака? Можно мы тут посмотрим? Удобно ли это?" Мужичок говорил по-испански, сказал, что да, конечно удобно, отвёл и передал нас другому мужичку. Вот этому:
Это гид. Зовут его Паулино, он говорит по-испански. Он предложил сопровождать нас, показывать и рассказывать всё. Я резонно спросил, сколько будет стоить его работа. На что гид как-то замялся и рассказал мне длинную историю о том, что им помогают японцы и прочие европейцы и что жизнь непростая нынче... Я выслушал всё, не перебивая, и снова повторил свой вопрос. В общем, путём долгих выпытываний мне удалось выспросить у него цену. Сперва он пытался предложить, что в конце, в зависимости от того, насколько нам понравится с ним, столько мы и заплатим. На что я прямо спросил, 10000 нормально? "Нееет, - замямлил гид, - это очень мало, ведь в долларах это всего 2 доллара, а на 2 доллара нынче ничего не купишь". Короче говоря, в конце концов, он объявил нам цену 30000 гуарани. Мы согласились. Но теоретически можно было, наверное, ходить там и без всякого гида, бесплатно. Просто это было бы не очень удобно, наверное. Сами индейцы привыкли, что иностранцы приезжают смотреть и фотографировать их. Правда, Паолино жаловался, что мало визитёров: турагенства не сильно рекламируют эту деревню или возят туда туристов сами, заламывая тройную цену. Говорит, мол мы вывеску даже на улице снаружи вешали: "Колония Мака", но вывеску сломали... В общем, говорит, туристы ходят, но не часто. Я заверил Паолино, что напишу про Мака в интернете, и русские туристы повалят валом.
Итак жизнь МАКА:
Много народу живёт в ужасающих хибарах с земляным полом, например вроде этой:
Мужики чисто по-мужски сидят ... и ничего не делают. Паолино объяснил, что сегодня ещё сидит мало народу, многие отдыхают дома после выходных.
Сидят они так всегда, только единицы из Мака знают немного испанский и ездят на работу в Асунсьон. Большинство же вот так медитирует весь день:
Когда надоедает просто сидеть, мужчины играют в палочки. Национальная Мака-игра:
Кстати, что-то смутно мне подсказывает, что именно такая же жизнь, как у племени Мака, вскоре ожидает Аргентину (возвращаемся на секунду в город Росарио, который я снимал через окно автобуса Аргентина-Парагвай):
И только женщины заняты чем-то полезным: вяжут всякие лже-народные сувениры для туристов:
Сувениры можно купить "свеже-сделанные" прямо у женщин или в доме-музее, где собственно особо ничего нету, кроме школьных учебников для детишек с испанским и мака языками и всяких сувенирных вещей - сумок - браслетов - перьев - шкур - черепов и прочего народного промысла:
В соседней комнате свалены в кучу старые компьютеры, которые добрые спонсоры дали для обучения детишек мака. Компьютеры рабочие, как меня уверил наш гид. Кроме того, на стендах вывешены старые замусоленные фотографии племени. И футбольной команды племени Мака. А раньше, в 2008 году, там красовались детские портреты народного героя Парагвая, и одного из главных национальных лидеров племени Мака, Ивана Беляева - белогвардейского офицера, эмигрировавшего в Парагвай, изучавшего и много помогавшего всяческим местным индейцам. Похоронен он тоже на одной из территорий племени Мака. Всего в Парагвае есть 3 такие деревни Мака. На этих рисунках, мне кажется Беляев малость протюнингован под индейца:
Вождь, очень приятно...
Поскольку Мака сейчас является туристической достопримечательностью, они должны соответствовать чаяниям туристов. А что нужно туристам от индейцев? Конечно перья! Какой же турист поверит в то, что это настоящие индейцы, если они не в перьях, а в спортивных штанах и бейсболках. Поэтому, по словам нашего алчного гида, мы можем заплатить из расчёта 5000 гуарани на каждого из сидящих мужиков, и тогда они оденут перья и поводят типа индейский хоровод. Мы отказались от этого театра, к тому же я видел это всё в свой первый визит в деревню Мака в 2008 году. Вот как это выглядит:
А если заплатить от души, то будет даже так:
Добрые иностранные спонсоры построили индейцам баптистскую церковь. Интересно кстати, почему везде в деревне колючая проволока?...
Чем занимаются Мака? Если коротко: мужики - сидят, женщины - на хозяйстве, детишки - играют, подростки-юноши иногда гоняют футбол (есть поле специальное), а подростки-девушки играют в баскетбол. Это национальная игра Мака, традиция:
Конечно, в голове такая форма жизни сразу идентифицируется как жизнь бомжей. Кстати, как ни странно, у многих есть телевизоры, а на кирпичных домах имеются спутниковые тарелки. Чего они там по телевизору смотрят и понимают ли чего - не знаю. В школе сейчас детей начинают обучать испанскому языку. Жаль, фото не передают ещё и неподражаемые запахи.
В деревне имеется и престижный район с хорошими цивильными домиками (помощь правительства Парагвая):
В престижном районе неожиданно встретился этот трогательный мужчина, занятый делом:
Но, тем не менее, почему-то не создаётся ощущения, что ты в каком-то плохом месте. Не хотелось оттуда уходить. Какая-то там атмосфера позитивная, люди очень открытые, добрые. Наш гид обучил нас паре фраз на языке Мака, в том числе, как здороваться. привет будет "Ланам". Только вместо "Л" некий звук, который отсутствует в обычных языках, некое выдувание воздуха с прижатым к нёбу языком, среднее между "л" и "с". В общем, пока гид грузил историей племени мою жену, я отвлёкся и разговорился с местным жителем. Как выяснилось, испанского он не знает, но почему-то знает иврит. Я-то забыл, что "ланам"- это привет, и мне слышалось, что дедок мне говорит "шалом".
Вот видео про наш нехитрый диалог, а также общение с местной детворой:
Кстати сказать, уже вернувшись домой, я прочитал в интернете научные изыскания учёных о племени Мака. Они предполагают, что Мака произошли от арабов. Как видно из моего видео, это предположение пришло в мою голову совершенно независимо от учёных. И именно из-за их приветствия «Ланам», котороё созвучно с арабским «Салям» и с еврейским "Шалом".
В общем, нам у Мака понравилось очень. Какие-то они добрые, трогательные... Жалко было уходить. И странно, что мало кто из российских туристов знает про Мака. Ещё раз повторюсь, это первое, и главное, что есть интересного в Асунсьоне.
Если набрать МАКА в ю-Тубе или в Гугле, то там я почти не узнаю тех Мака, которых видел я. Потому что там они все в перьях и обязательно пляшут и поют. Тупорылым туристам не нужны Мака настоящие, им нужен цирк. И Мака им этот цирк обеспечивают. Почему-то никто не снимал, как они просто ЖИВУТ. Мне же была интересна их настоящая, реальная жизнь. И я её немного подснял:
"Ближнее Подасуньсьонье", местность рядом с деревней Мака:
Жизнь индейцев Мака обособлена и закрыта от влияния извне. Поэтому они не смешиваются и сохраняют свою культуру, язык и обычаи. И эта колония напомнила мне колонию русских староверов в Уругвае. Они тоже закрылись от внешнего мира, и поэтому сохранили и старый русский язык, и русскую манеру одеваться, и разные другие русские традиции и привычки. Почитать о них можно в моём репортаже.
Наш гид проводил нас до остановки 44 автобуса:
Если вы собираетесь в Парагвай и хотите поселится в хорошем районе, выберете себе отель по вкусу на букинге и пришлите мне его адрес на е-мейл. Я посоветую вам, в удачном ли месте он расположен, безопасно ли там, красиво ли и далеко ли оттуда добираться до интересных мест.