Кладбище Реколета, Часть 1
Район Буэнос-Айреса Реколета считается очень хорошим и престижным. Знаменит он прежде всего одноимённым кладбищем. Так уж вышло, что самые интересные развлекательные и туристические места района, так же находятся неподалёку от кладбища. Кладбище Реколета находится здесь:
Когда я приехал в Аргентину впервые в 2008 году, я как и положено пошёл посмотреть самую известную достопримечательность города, кладбище Реколета. Обилие склепов и гробов произвели на меня сильнейшее впечатление, и несколько дней я ходил загруженный и печальный. Обилие метрвечины произвело на впечатлительного меня сильнейший эффект. Кто бы мог подумать, что через каких-то 3 года я стану на этом кладбище завсегдатаем, и буду ходить туда ежедневно (а частенько и по 2 раза вдень). Теперь я прихожу на кладбище в бодром и весёлом настроении. И постараюсь как могу, передать это позитивный заряд вам, моя дорогая публика! Первое, что поражает на кладбище - это надгробия. Второе, что поражает на кладбище (если внимательно присмотреться) - это гробы. А третье, что меня поразило на кладбище, это труп, выпавший из гроба... вернее, то что осталось от трупа
Очень долгое время этот череп лежал в таком виде как на первой фото. И как то недавно, придя в очередной раз на кладбище, я увидел, что череп повернулся к нам лицом!
Рядом было оставлено и орудие поворота - железная палка. Видимо это сделал кто-то из любопытных туристов. Хотя кто знает, может это был очень увлечённый гид, естествоиспытатель...
Итак, начали мы с самого интересного, продолжим на той же задорной волне. Вот урна с прахом. Вашему вниманию и урна, и сам, непосредственно, прах
Вот открытый гроб.
Лопатка человеческая...
На кладбище Реколета мы сейчас вернёмся, а пока небольшое лирическое отступление.
Похоронные традиции Южной Америки дикие и жуткие. Оказывается, в Латинской Америке обычное дело не оставлять покойников в покое. Сейчас расскажу. Детям и беременным женщинам - не читать. Покойного хоронят в хорошем гробу в нормальный красивый склеп. Но если это люди не богатые, то хоронят его туда не навсегда, так как за аренду красивого склепа нужно платить. Поэтому года через 3-4 покойника обычно перезахоранивают. Почему 3-4? Чтобы труп успел разложится достаточно для того, чтобы его можно было разместить более компактно, уже теперь на действительно, вечном пристанище. Вообще все стараются перезахоронить быстрее, поэтому в интересах покойника разложится быстрее, чтобы не слишком обременять своих родственников. Выглядит всё это так. Через 3 года после первых похорон, на кладбище, у склепа собираются родственники покойного. Сотрудники кладбища вытаскивают из склепа гроб. Потом открывают его, и под рыдания родственников "мама!-мама!..." или "бабушка-бабушка", перекладывают по кусочкам(!!!) полуразложившийся труп из красивого гроба в чёрный полиэтиленовый мешок. Сперва череп, потом кости по одной штучке. Позвоночник иногда переламывают ногой пополам. Мешок торжественно относится в другую часть кладбища, и запихивается в одно из небольших отверстий в большой стене. Дальше дырка замуровывается, и приклеивается табличка. Когда я об этом всём узнал - волосы на голове зашевелились. Я то считал латиноамериканцев людьми цивилизованными... Конечно, от страны к стране детали могут меняться, и даже иногда и кое-где у них порою, вообще хоронят по-человечески, то есть в землю. Об этих традициях я узнал от своей супруги - колумбийки, ну и этот рассказ красочно дополнит бразильское видео из ю-туба.
Иногда случаются накладки. Приходят все торжественно через 3 года и 8 месяцев, чтобы перезахоронить покойника, глядь... а он не разложился совсем. Как например на этом видео:
Также в испано-язычном ю-тубе очень популярно видео о совсем уж мистической истории: одного мексиканца решили перезахоронить через 65 лет, открыли гроб, а там.... он как новенький...
Итак, за мной дорогой читатель, я проведу вас в мир мёртвых аргентинцев! Вот вход на на самое известное в мире кладбище Реколета.
Долгое время на входе дорогу мне и
моим туристам перегораживал серьёзный мужчина с бейджиком и пачкой жёлтых
бумажек в руке. С наисерьёзнейшим лицом мужчина спрашивал "во ю фром?". Это был
продавец билетов на кладбище (вход туда в то время был бесплатный). Технология его заработка
была простая: он стоял на входе, вид у него был вполне официальный. И это работало.
Многие иностранцы были уверенны, что вход на кладбище платный и нужно купить
билет. Жёлтые бумажки в руке мужчины были на самом деле схемами кладбища,
распечатанные им самим на принтере. То есть формально он ничего не нарушал. Он
торгует схемой кладбища, он же не виноват, что иностранцы его не правильно
поняли. Бизнес у него шёл довольно бойко, "во ю фром" работало. Но видимо у него
была плохая зрительная память, меня он никак запомнить не мог, и каждый раз
перекрывал дорогу мне с моими туристами с этим во-ю-фромом. Под конец я стал
показывать его как одну из достопримечательностей Реколеты. Подходя к кладбищу я
говорил: "а сейчас к нам подойдёт мужчина с бейджиком и скажет во ю фром". Так и
происходило. Но в конце концов его оттуда попёрли, и теперь он продаёт Танго-Шоу
на Ля Боке и собирает гуманитарную помощь для детишек
больных СПИДом перед входом в Розовый Дом.
А вход на кладбище Реколета с 2022 года действительно сделали платным. Стоит он около 6 долларов на человека (в песо по чёрному курсу) Попасть туда теперь могут все, кроме россиян - ведь оплатить вход можно только банковской картой.
Вообще Аргентина - страна возможностей. Очень долго в центре города с людей собирали "штрафы" лже-полицейские. Например за не пристёгнутый ремень на заднем сидении. На них была униформа без опознавательных знаков, они тормозили машины и обирали тех, кто поддавался, в основном иностранцев на арендованных авто. На всякий случай у них всегда была наготове присказка про то, что они собирают пожертвования для некоей организации. А уж то, что их приняли за полицию - они не виноваты, а про ремень - они вас просто предупреждали, что так безопаснее. Подробнее про криминал Аргентины я рассказал здесь. Итак мы на кладбище.
Кладбище состоит из склепов. Всего их тут около 5 тысяч, но стоят они довольно плотно друг к другу, поэтому по площади кладбище совсем не большое. Конечно, здесь невозможно заблудится. То что рассказывает глупая передача "Орёл и Решка" - неправда. Они как-то обращались и ко мне, хотели, чтобы я их сопровождал и консультировал целый день за 50 долларов. К сожалению приходится упомянуть эту поверхностную халтуру, так как каждый третий турист рассказывает мне об этой передаче как о путеводителе.
Вот кладбище Реколета с вертолёта. Видно, что оно находится посреди большого жилого района. Более того, площадь перед кладбищем - центр жизни этого района, здесь множество ресторанов, баров. Есть стрип-клуб. Большое здание с зелёной крышей - новый торговый центр Recoleta Urban Mall. На переднем плане к кладбищу примыкает вплотную культурный центр Реколета, с выставками современного искусства. В зале этого центра проходят зажигательные спектакли с музыкой, танцами и безудержным весельем. И сверху очень хорошо видно, что чётко за стеной этого зала - кладбищенские склепы.
Кладбище действующее, поэтому прямо у входа наготове стоят тележки для перевозки гробов.
Наверху, над главными воротами колокол. В него звонят, когда хоронят человека.
А хоронят здесь довольно часто, уж поверьте мне, завсегдатаю этого кладбища. Интересно смотреть на аргентинцев на похоронах. Почему-то у них у всех довольно весёлые, даже улыбающиеся лица. Рыданий я не видел ни разу. И тут не нужно думать, что аргентинцы какие-то сильно другие. Такие же как мы, с такими же эмоциями, культура их вовсе не инопланетная по сравнению с нашей.
В 1910-1930 годы Аргентина была одной из самых богатых стран мира. И в эти времена между аргентинской знатью шло негласное соревнование, кто построит роскошнее склеп для своей семьи. Денег аргентинские капиталисты не жалели, нанимались лучшие европейские архитекторы, из Европы везлись самые дорогие материалы. Именно в те годы кладбище приобрело такой вид.
Старался кто как мог, например вот склеп в виде римской колонны.
У каждого склепа есть дверь, обычно она кованная, металлическая. Со стеклом...
...или без стекла. И через неё видно, что находится внутри.
А что же находится внутри склепов? Давайте же я вам приоткрою эту завесу...
Конечно, сам собою напрашивается вопрос, а как же запах? Ведь если присмотреться, в каждом склепе стоят гробы, двери склепов - кованные решётки со стеклом или без него... Должен быть запах! Так считают очень многие из моих туристов, а некоторые даже этот запах чувствуют! На самом деле, конечно никакого трупного запаха на кладбище нет. Хотя трупов то полно! Кругом одни трупы. Секрет в устройстве гроба. Я вам приоткрою гроб, то есть завесу тайны. Гроб сделан из металла и герметично запаян. А деревом он просто обшит снаружи
И те гробы, что видны в склепах - это только верхушка айсберга. Основное находится в подвале. В него ведёт обычно небольшая лесенка. Давайте заглянем в один из подвалов под вот этим склепом
Здесь виден только один подвальный этаж, под ним есть ещё один, а иногда бывает и три этажа вниз!
Таким образом в этих склепах лежат целые поколения.
И места там ещё очень много, поэтому не мудрено, что похороны происходят тут часто.
Вот так вот можно придти, и одним махом навестить не только бабушек и дедушек, но и пра и даже пра-пра дедушек ...спустится по вот такой лесенке, и побыть там с ними... Правда, как то не очень завидуете такому способу навещать умерших предков? Вот и аргентинцы ОЧЕНЬ редко посещают кладбища. Вся миссия установки цветочков, ухода, уборки и поддержания склепов отдана служителям кладбища. Хозяева просто платят им за это деньги.
Кладбище было основано в 1820 году. В те времена это был пригород Буэнос-Айреса. Есть склепы тех времён, но большинство самых роскошных склепов были созданы между 1890 и 1930 годами, когда Аргентина была на подъёме
Каждый склеп принадлежит определённой семье. И обычно на склепе не приято писать имена тех, кто там захоронен. Пишут только имя главы семьи. Вот, например: Хулиан Гарсия и семья. Никаких дат тоже обычно не пишут. Фотографий тоже нет.
А бывают склепы вообще без какой либо информации, например вот:
Ида, и всё! Что за Ида, какая Ида? Не наше собачье дело. Кстати пару лет я ходил под Идой и не знал о её существовании, пока один мой турист не заметил её, случайно подняв голову
До 2003 года на Реколете ещё можно было приобрести землю и построить новый склеп. С 2003 года кладбище стало памятником архитектуры не только аргентинского но и мирового значения. Здесь не только запрещены любые постройки, но и запрещено также видоизменять или перестраивать уже готовые склепы. Можно только реставрировать старые, да и то, после массы разрешений, и исключительно с целью придать изначальный облик.
Каких только склепов здесь нет...
Склеп в форме грота...
По этому кладбищу проводят специальные экскурсии на испанском языке. И истории гиды рассказывают под стать этому кладбищу: отнюдь не скучные и научные, а захватывающие и увлекательные - как латиноамериканские сериалы. К примеру: "...вот этот богатый сеньор поссорился с женой и не разговаривали они 30 лет. Поэтому надгробный памятник им поставили с юмором. На шикарнейшей скульптурной композиции они сидят друг к другу спиной...." Ну и в таком же духе остальные истории. Кроме того здесь похоронено множество аргентинских героев, поэтому для аргентинцев это кладбище как для нас Ваганьковское и Новодевичье.
Я тоже расскажу пару историй про некоторых постояльцев этого кладбища. Но расскажу не легенды, мифы и придания, а истории правдивые.
Одну 19-летнюю девушку похоронили в семейный склеп. В этот. Но через некоторое время посетителям показалось, что из недр склепа доносятся невнятные звуки. Непонятно было, из склепа ли идут звуки, или откуда то ещё. На всякий пожарный оповестили родных, и было принято решение гроб с девушкой вскрыть.
Вскрыли и обнаружили её мёртвой но в неестественной позе, и крышка гроба при этом была расцарапана, а под её ногтями было дерево. Получилось, что девушку похоронили заживо. И тогда родители девушки повелели установить девушке памятник, в виде её, выходящей из склепа. А на кладбище с тех пор стали использовать модный в те времена в Европе способ для подобных случаев. К руке трупа привязывали верёвочку, которая вела наружу и закреплялась к колокольчику. Чтобы труп мог оповестить всех, что он живой
А вот этот склеп тоже примечательный. Похоронена здесь молодая аргентинка, дочь очень богатых родителей итальянского происхождения. Погибла она во время своего медового месяца. Отель в Австрии, где она остановилось со своим мужем накрыло лавиной. Было ей 26 лет, и произошло это в 1970 году. И родители Лилианы (так звали девушку), заказали этот роскошный склеп в готическом стиле. В те времена и покупать землю и строить новые склепы ещё было возможно. У подножья на итальянском языке выбит стих отца, посвященный смерти дочери. В нём все время повторяется "почему?". Через несколько лет, когда монумент уже был готов, умерла любимая собака девушки. И её тоже похоронили в этом склепе, а скульптор добавил к девушке собаку.
Гиды типа меня, которым надо чем-то занять свою публику, стали рассказывать, что если потереть нос у собачки, вас обязательна настигнет удача. Прям как снег на голову... Люди верят, и трут...
Нос у собачки яростно натёрт суеверными гражданами
Ещё повезло, что нужно тереть нос собачке а не девушке. Но нос девушки довольно высоко. До него могут добраться только пауки.
Тело мужа так и не было найдено в том австрийском отеле. И с тех пор на кладбище иногда появляется один и тот же мужчина, который регулярно, уже много лет приносит цветы на могилу Лилианы...
Это самый высокий склеп на кладбище.
И его хозяевам удалось уделать всех не только по высоте, но и по чувству юмора, совместив на этом склепе два несовмещаемых религиозных символа: еврейский семисвечник и христианский крест
Ну и конечно еврейских религиозных могил здесь нет. У евреев под Буэнос-Айресом имеется своё кладбище
А вот это - второй по величине и первый по стоимости склеп. Сделан он из самых дорогих материалов.
Достаточно сказать, что крыша купола изнутри облицована настоящим золотом. Склеп огромный и ещё больше его подземные помещения. А захоронен здесь Федерико Лелуар, аргентинский Нобелевский лауреат по биохимии. Умер он в 1987 году. Но такой роскошный склеп был построен не на Нобелевскую премию (её учёный истратил на исследования), и построен он был много раньше. Да и вообще он жил чрезвычайно скромно. Склеп этот фамильный, у Федерико были богатые родственники, занимавшиеся страховым бизнесом.
На кладбище как и в жизни: кто-то богаче, кто-то беднее. Есть склепы совсем эконом класса, вот, пожалуйста:
...или вот:
...я шучу. Это подсобные помещения, организованные между склепами
А вот это действительно склеп. Он относительно свежий и потому технологичный. У него есть спецподъёмник. С помощью божьей, нажав на кнопочку можно погрузится вниз на лифте
А на этом склепе есть таинственная розетка...
У многих склепов есть электрические вытяжки. Эта железная штука вращается, и нагнетает внутрь свежий воздух
Некоторые склепы в очень заброшенном состоянии. Например, если все родственники умерли. Но забрать склеп всё равно нельзя: частная собственность. Разрушать или трогать - тоже нельзя. Это кладбище - памятник архитектуры, оно охраняется государством и ЮНЕСКО
Заброшенных склепов на Реколете много
И когда становится понятно, что хозяева склепа уже не объявятся (к примеру если он стоит безхозным лет 15), администрация кладбища облюбовывает такие склепы в качестве складов для стройматериалов и прочего инвентаря
Смотрители кладбища следят за склепами, у которых есть хозяева. Хозяева платят ежемесячную плату, и смотрители протирают и убирают склепы...
...а иногда и реставрируют гробы
В одном из мест кладбища смотрители устроили небольшое приусадебное хозяйство
Среди склепов скромно затесался туалет... Чтоб на могилы не гадили.
На этом кладбищенская часть ещё не заканчивается, я продолжу показывать вам разные страсти-мордасти здесь.
Хотите попасть на кладбище? Я могу быть вашим гидом в Буэнос-Айресе.
Если вы собираетесь в Буэнос-Айрес и хотите поселится в хорошем месте, выберете себе отель по вкусу на букинге и пришлите мне его адрес на е-мейл. Я посоветую вам, в удачном ли месте он расположен, безопасно ли там, красиво ли и далеко ли оттуда добираться до интересных мест.