Структура и устройство Буэнос-Айреса
Начну с вечерне-ночного города. Буэнос-Айрес напоминает Москву 90-х. Здания здесь подсвечивать не принято. При этом есть счастливые исключения. Например Конгресс. Видите, как он красиво сияет? Но сияет он так только раз в году, во время самого весёлого праздника Буэнос-Айреса - ежегодного аргентинского гей-парада. В остальные дни Конгресс стоит мрачный и унылый
Больше зданий стали подсвечивать в 2015 году. Этим занялся мэр города, метивший в президентское кресло. Смотрите, какая красота.
Это улица Diagonal Norte, единственная улица центра, где сохранился единый стиль домов 1920-х - 1930-х годов. Подсветка сильно меняет облик города.
Ещё одно новшество - заслуга мэра. Скамейки на улице Диагональ Норте. С виду они мягкие и комфортные, на самом деле это бетон под тряпочкой.
До этого в городе подсвечивался только президентский дворец Розовый Дом. Подсвечивается он жутко, и с ним вместе сияют разными цветами остальные здания главной площади.
Я очень удивился узнав, что во многих зданиях внешнюю подсветку могут включать сами владельцы квартир. А могут и не включать. Про это я рассказал здесь. Но вернёмся в день и в центр города. Центр Буэнос-Айреса очень насыщен, здесь всё очень плотно, большая концентрация зданий, людей, машин...
Здания здесь высокие, обычная высота зданий в центре - 10-15 этажей. Много зданий выше 20 этажей. Стоят они вплотную друг к другу, а улицы очень узкие.
По узким улицам ходят толпы народу. Большинство ходящих - жители столицы. Куда они ходят в таких количествах и для меня по сей день остаётся загадкой. Больше всего народу ходит по первой и главной пешеходной улице города, Флорида.
Кстати про знаменитое аргентинское мясо я рассказал здесь.
Есть среди ходящих и немножко туристов. Как это ни странно, самое большое количество туристов в Аргентине из Бразилии. Объясняется это просто - ближайший сосед, и очень населённая страна
Ширина тротуаров часто равна одному метру. Да ещё и посреди тротуара могут стоять фонарные столбы
Вот ещё замечательное место: зебра, но выйти на неё решительно невозможно. С обоих сторон улицы выход перекрыт декоративными заборчиками
Вот обычная улочка. В глаза бросаются выбоины на дороге. Снимок сделан всего то в 2013 году, но теперь такие дыры в покрытии встречаются гораздо реже. К 2015 году город резко поменялся.
Всё дело в том, что в 2015 году состоялись выборы президента, и мэр Буэнос-Айреса Маурисио Макри, который был главным кандидатом на этот пост, решил отреставрировать, усовершенствовать и кардинально поменять в городе всё что возможно. Ход был популистским, Макри хотел выиграть на выборах и это ему удалось! В числе прочего в центре решили организовать большую пешеходную зону.
Правда с этим произошла неувязка. Идея то была грандиозная, почти весь центр сделать пешеходным. Стали этот план реализовывать, положили красивую плитку, сделали красивые светодиодные фонари, столбики, бордюрчики... но тут выяснилось, что в этой зоне огромное количество домов с подземными гаражами, и самое главное, множество отелей.
А по всем стандартам, к дверям отеля должен быть подъезд. Не может старая бабушка высадится за 5 кварталов, и идти к своему отелю пешком. Поэтому в виде исключения, разрешили ездить по пешеходной зоне тем, кто там живёт и таксистам, которые везут пассажиров в отель, расположенный в этой зоне.
Но хитрые таксисты стали врать, что они везут пассажиров в отель, а на самом деле им просто было короче проехать через эту зону. В конце концов власти разрешили ездить по пешеходной зоне всем. Правда повесили ограничение скорости, 10 км/ч.
Но это ограничение никто не соблюдает. Короче говоря всё как было раньше, так и осталось, просто появилась красивая плитка и фонари. И подробнее об грандиозном предвыборном ремонте здесь.
Раньше, ещё в 2012 году, туриста поражали мусорные завалы на улицах Буэнос-Айреса. В столице Аргентины до 2012 года не существовало такого понятия как мусорный контейнер! Но всё изменил тогдашний мэр...
Теперь в столице огромное количество мусорных контейнеров. Стоят они прямо на проезжей части, а в них частенько копошатся местные зомби. Контейнеры стоят на всех улицах и проспектах, невзирая на важность этой улицы. Даже на главной площади стоят мусорные контейнеры.
Возникает вопрос, неужели нельзя куда-то спрятать контейнеры? Нельзя, так как пространство между улицами застроено полностью! Дома стоят вплотную друг к другу, здесь не существует такого понятия как двор, нельзя войти внутрь и посидеть на лавочке или погулять с собакой.
Условный квадрат между улицами внутри застроен почти полностью, остаются только так называемые колодцы, пространства для вентиляции и света.
Правда света через них проникает мало, так как расстояние до противоположного окна в таком колодце может быть 1 метр!
Структура улиц и нумерации домов очень простая и удобная. Улицы образуют условные квадраты, по-испански "cuadra", а по-русски - квартал или блок. Размер каждого такого квартала всегда примерно 100 х 100 метров. И нумерация домов ведётся не по порядку, а по условным расстояниям в метрах от перекрёстка. То есть первый квартал - это дома от 0 до 100, второй от 100 до 200 и так далее. Вот, типичная табличка Буэнос-Айреса. Улица Флорида, дома с 100 по 200. Эта улица пешеходная, поэтому здесь нет ещё одного значка - направления движения для автомобилей, он виднеется на верхней табличке с перпендикулярной улицей. Она проезжая, односторонняя, и стрелочкой показано, в какую сторону идёт движение. Когда подъезжаешь к перекрёстку, всегда ищешь глазами эту стрелку, чтобы понимать, с какой стороны ждать автомобиль, который может ехать по пересекаемой улице. А если стрелки нет (табличка сгнила и опала), то смотришь, в какую сторону повёрнуты припаркованные машины. Ну а если и их нет, то приходится притормаживать и вертеть головой...
Почти весь Буэнос-Айрес с односторонним автомобильным движением. И оказывается так - гораздо удобнее. Привыкаешь мыслить в системе квадратов
Нумерация домов идёт так: если первый дом, вернее подъезд расположен в 10 метрах от перекрёстка, его номер будет 110, если следующий в 15 метрах, его номер 115. Удобно это тем, что всегда по номеру дома можно представить примерно где он расположен, и на каком расстоянии от начала улицы. Если у дома номер 650, значит он примерно в 650 метрах от начала улицы, и находится в середине квартала на чётной стороне. Кроме того удобна эта система и тем, что если требуется, всегда можно легко давать новые номера вновь появляющимся входам в здания. Достаточно просто отсчитать примерное количество метров. К счастью тут, в отличии от России, не существует никаких "3-я улица Строителей, дом 18, строение 2, корпус 3, дробь 2, подъезд 6". Здесь - Av. Belgrano 631, и всё! Кстати, обратите внимание на красоту дверей!
Как я писал выше, стрелками на табличках обозначают направление движения для автомобилей. В данном случае одна из улиц с двусторонним движением, другая односторонняя.
Кстати, смотрите, как эта односторонняя улица называется! Да-да, маленькая улица на окраине Буэнос-Айреса носит название нашей с вами любимой столицы.
Улица эта прямо скажем, невзрачная
Вообще в Буэнос-Айресе полным полно улиц с названиями стран и городов. Я живу на углу с улицей Венесуэла, рядом есть улицы: Мексика, Чили, Перу. В названиях улиц представлены почти все европейские, северо- и южноамериканские страны, немного азиатских и даже такие экзотические, как Пакистан, Сирия и Филиппины. А вот в Москве есть улица Буэнос-Айреса или хотя бы переулок Аргентины? Нет конечно и никогда не будет. Даже какой-то нелепый вопрос. Россия выше этого, великая держава не будет называть свои улицы в честь всяких низших... В России остались только улицы имени некоторых советских республик. Зато теперь есть улица Кадырова.
В Буэнос-Айресе есть бесплатный прокат велосипедов для жителей города. Каждый житель города может зарегистрироваться (нужны 2 последних оплаченных счёта за любые коммунальные услуги на ваше имя), получить именную пластиковую карту и брать велосипеды, когда потребуется! И как вы наверное догадались, бесплатный прокат велосипедов появился тоже недавно и тоже по инициативе мэра города. Кстати мэр скромностью не страдает. Обо всех изменениях города вешались плакаты, где указывается, что эти чудесные изменения произошли благодаря мэрии и лично Маурисио Макри
Правда велосипед можно взять не более чем на час. Через час можно либо продлить, либо оставить его на стоянке. Стоянок этих в городе много, проложены велосипедные дорожки и есть даже светофоры для велосипедов. Они горят привычным нам зелёным А вот пешеходный разрешающий сигнал здесь горит белым!
В 2015 году этот велопрокат усовершенствовали, теперь для того, чтобы взять велосипед, не нужен оператор. Вообще аргентинцы фанаты спорта.
По будням в Буэнос-Айресе имеются пробки, или если говорить точнее, в отдельных местах затруднённое движение. С московскими пробками это не идёт в сравнение, но сами жители аргентинской столицы считают, что здесь "ужасные пробки".
С парковкой в городе проблемы. Если бордюр покрашен жёлтым, это означает, что здесь нельзя парковаться. И если припарковаться в неположенном месте, машину заберёт эвакуатор.
Зато вызволение машины гораздо проще, чем в Москве. Начнём с того, что на месте, где была припаркована машина, к асфальту приклеивают бумажку "уважаемый сеньор, ваша машина увезена на штрафстоянку по такому то адресу". Приехав по этому адресу нужно в окошко дать номер машины, в другом окошке оплатить штраф (очередей нет), и тут же на стоянке машину можно забирать. Штрафстоянки распределены по городу, и ехать до них обычно близко. Таким образом от обнаружения, что машины нет, до момента, когда вы снова садитесь за руль, проходит минут 40. Стоит это удовольствие в переводе на доллары, около 40 долларов. Если обнаружите вашу машину в процессе эвакуирования, её вам отдадут, денег не возьмут, уйдут искать другую. С аварийностью, как это ни странно, здесь всё гораздо лучше, чем в Москве. Если в Москве за 2 часа езды по городу можно увидеть 2-3 аварии, то здесь я вижу 2-3 аварии в неделю. Конечно, другое дело, что аргентинцы часто не считают аварией, если коснулись кого-то или даже поцарапали. В этих случаях они часто даже не выходят из машины. Ну и бампер здесь - расходная часть. С точки зрения аргентинцев, когда паркуешься, можно двигаться, пока не коснёшься соседней машины. Поэтому все бампера здесь покоцанные. А вот тем пешеходам, кого насмерть сбила машина, в память о них и в назидание другим, ставят специальные памятные знаки. Вот такие жёлтые звёзды. Иногда, по желанию родных на звезде пишут имя. Человеческая жизнь в Аргентине ценится больше, чем в России, и во многих деталях это чувствуется
В городе большие проблемы с парковкой. По умолчанию, ставить машину нельзя почти нигде. Есть гаражи в подвалах зданий и парковки, втиснутые между домов. Обычно о том, что в данном месте парковка или гараж, сигнализирует вот такой человек с флажком. Буква "Е" означает estacionamento, то есть парковка.
Но у большинства этих парковок и гаражей есть огромный минус. Машину там нужно оставлять на входе с ключами. И парковщики (которыми в основном работают ребята из Villa-31), лихо загонят машину на стояночное место. Смысл парковщиков в том, что в минимальное пространство они стараются вместить максимальное количество машин.
У аргентинцев принято перед тем как оставить машину на такой парковке, проверить бардачок, не осталось ли чего ценного. Парковщики же в этих машинах отдыхают, слушают музыку, а если это ночной гараж, то и спят прямо в них. Аргентинцы это знают, к этому привыкли, для них это нормально. Для меня же дико пустить за руль своей машины вонючую бомжару с грязными ногтями, которая таким образом самоутверждается, ведь машину в своей жизни он никогда не купит. Красное здание - один из таких гаражей, причем, что характерно, 100 лет назад он и строился как гараж.
Ещё один старинный гараж-дворец. 3 этижа вниз и 2 этажа сверху
А вот более привычная для города стоянка. Она традиционно "вписана" между двух зданий, на месте снесённого дома. И как видите, над ней натянута зелёная сетка.
Сделано это от града. Град в Буэнос-Айресе бывает редко, но метко. Выглядит это так. Резко темнеет, становится как ночью. И начинается кананада: с неба сыплется град, причём некоторые градины размером с мяч для настольного тенниса. Поэтому при страховке автомобиля в Буэнос-Айресе, всегда предлагается опция "от ущерба нанесённого градом". Когда предполагается, что возможен град, самолёты разворачивают и сажают в Монтевидео или Сан Паоло. А однажды пилот рейса из Мадрида решил всё-таки сажать самолёт в Буэнос-Айресе во время такого града. По рассказам моих туристов, которые были на борту, самолёт трясло настолько сильно, что стюард упал в проход и держался за кресла. В самолёт попала молния и его побило сильнейшим градом. Туристы благополучно приземлились, и весь самолёт устроил овацию пилотам. Вот так выглядел самолёт после посадки. Град разбил его нос, и у пилотов треснуло лобовое стекло
Но вернёмся на землю. Такие стоянки, как вы заметили, вписывают между зданий. На этом месте тоже когда-то было здание, а здания здесь стоят вплотную друг к другу. И снос здания - просто "вычищение" пространства между соседними зданиями
На стенах соседних зданий часто видны очертания комнат, обои, плитка... следы былой жизни
Частенько, когда здание сносят, на его месте ставят такие распорки к соседним зданиям. И если требуется на этом месте построить новое здание, его просто встраивают сюда
Здесь никогда не ценилась старина. Считалось, что у каждого здания есть свой срок службы, и когда он подходит к концу, здание можно без сожалений разрушить, и построить на его месте новое. К зданию относились как к автомобилю: состарилось - пора в утиль. Жалко только, что эти новые здания, которые понавтыкали здесь на место снесённых старинных, уж очень убоги внешне. Со временем старины становилось меньше и меньше...
Безликие многоэтажные монстры стоят рядышком с изящными зданиями в стиле рококо
Поэтому к нашему времени в центре Буэнос-Айреса не сохранилось единого стиля. Всё перемешано. Безликие коробки 70-х стоят рядышком с роскошными особняками 20-х.
Но иногда, особенно в последнее время, в городе стали трогательно ценить старину. Интересная история произошла на Площади Лаваййе, где фирма, купившая землю вместе со стоявшим не ней со старинным зданием, уже было начала его сносить, но ей это запретили общественники. И тогда фирма пошла на компромисс: оставила часть старинного здания и вмонтировала туда здание новое.
Поэтому теперь иногда бывает и так: старое здание разрушили, но его переднюю стенку оставили. На память.Кстати в центре зелени на улицах почти нет.
Где это возможно, стараются насаждать деревца
Буэнос-Айрес называют Южноамериканским Парижем. В этом есть доля справедливости, ведь его строило много и французских архитекторов
Разрушение старого и постройка на этом месте нового продолжалась на протяжении всей истории города.
В конце концов это привело к тому, что в городе, которому почти 500 лет, не осталось старых домов. Вообще нет зданий 1500-х и 1600-х годов. Есть несколько домов 1700 годов. Есть мало зданий 1800 годов. И 90% того, что вы видите на улицах построено в двадцатом веке. Если это вот такой дом, то это скорее всего 1910-1920 года...
...и если дом такой, то соответственно 1990-2000
Большая проблема города - брошенные здания. Вот эта красота стоит несколько десятилетий никому не нужная!
Истории у этих зданий обычно похожи: здание принадлежало какому то хозяину, а в здании был офис, фирма или здание было жилым. Потом хозяин разорился, внезапно исчез, обитатели съехали, и здание остаётся пустым. Стоит оно в таком виде годы, копятся налоги (формально то владелец у здания остался). Стоят такие здания пустые годами, и в конце концов их заселяют перуанцы. А если здание захватили перуанцы, то пиши - пропало! Выселить их оттуда будет почти невозможно, и об этом явлении я рассказал здесь.
Когда я показываю и рассказываю всё это моим туристам, многие начинают искать в этом какой то смысл. Почему роскошное здание, в самом центре стоит несколько десятилетий без какого-то использования? Почему перуанцам разрешают захватывать здания? Кому выгодно? Никому. Но если бы в Аргентине всё делалось бы по уму с практическим расчётом, то Аргентина была бы Японией.
Но не все здания в городе захватили перуанцы, очень много зданий просто пустующих
Всё-таки с захватом зданий вяло, но борются. Если не хотят, чтобы в здании по соседству разместились весёлые перуанские семьи, жители соседнего дома, в качестве превентивной меры замуровывают вход соседнего пустующего здания.
Среди брошенных, есть и исторические, известные здания. На второй по значимости площади столицы, рядом с Конгрессом вот уже почти 20 лет стоит историческое здание Confiteria del Molino. Не нужное никому, покрытое толстым слоем грязи, разваливающееся. Часто замуровывают вообще всё - и двери и окна. Это уже делают хозяева здания, если таковые имеются, но пользоваться зданием пока никак не могут (к примеру живут в Европе).
В данном случае пустующее здание не только захватили, но и решили пристроить пару этажей. Аргентинцы ответили на это массовой продажей своих квартир
Буэнос-Айрес - город, где подавляющее большинство дней в году солнечно. Поэтому естественный свет аргентинцы не ценят, и очень любят задраивать окна. Делается это не только от света, но и от шума, пыли и от возможных бандитов. Тут нет какого-то разгула криминала, просто аргентинцы - люди опасливые.
Ещё многих туристов поражает, что некоторые современные дома в Буэнос-Айресе очень "тонкие". Дело всё в том, что место здесь ограниченно, вот купил инвестор небольшой участок земли, а прибыль хочет получить большую. Вот и получается "тонкий" дом.
Есть в городе дома очень странные, например вот, в престижном (а по-нашему - спальном) районе Палермо стоит "роскошный" по мнению аргентинцев дом. Роскошный - потому, что относительно новый. И опять-таки, если вглядеться в фото, очень многие окна задраены
Здесь окна тоже задраены, но это не жилой дом. Это Министерство Обороны, что находится на проспекте Пасео Колон. Здесь примечательно то, что почти на каждом окне висит по кондиционеру. При этом существует закон, запрещающий вешать кондиционеры на фасады зданий, выходящие на главные улицы и проспекты. Вот так сама власть относится к законам.
Немудрено, что население на эти правила про кондиционеры плевать хотело
У многих зданий эти жалюзи старинные и тяжеленные! У меня дома тоже были ставни, и я заметил, что одна плохо держится, поэтому я её решил снять. Весу в ней было килограмм 50. Как до сих пор никого из прохожих не убивало отвалившимися ставнями, я не понимаю.
Во многих домах сохранились старинные артефакты. К примеру такие вот системы
Буэнос-Айрес всегда был интернациональным городом. И для того, чтобы это подчеркнуть, часто на отделениях полиции пишут слово "полиция" на разных языках
Это делается не для туристов, а именно для всех жителей, чтобы подчеркнуть уважение к их этническому происхождению. Например в еврейском районе "полиция" на иврите.
А это классическая, характерная только для Буэнос-Айреса доска объявлений. Доски эти очень старые и в городе их сохранилось множество. На этой доске объявление о гастролях русского балета. И как видите это объявление заклеено какими-то квадратиками. Это объявления проституток.
Эти старинные доски объявлений частенько падают после очередного ветра
Но в городе их очень много ещё осталось
Если вы собираетесь в Буэнос-Айрес и хотите поселится в хорошем месте, выберете себе отель по вкусу на букинге и пришлите мне его адрес на е-мейл. Я посоветую вам, в удачном ли месте он расположен, безопасно ли там, красиво ли и далеко ли оттуда добираться до интересных мест.