Городские автобусы Буэнос-Айреса. Наблюдения очевидца

Самое главное относительно общественного транспорта Аргентины я уже писал здесь. Помните, что пользоваться автобусами в Буэнос-Айресе имеет смысл, если у вас много времени. Если вы приехали в турпоездку, и у вас в Буэнос-Айресе меньше недели, вам будет выгоднее пользоваться такси, которые здесь очень дёшевы. Да, вы потратите на такси больше денег, но зато у вас будет время на главное - достопримечательности Буэнос-Айреса, за которые вы уже заплатили, купив дорогой билет.

И ещё одно важное замечание. Отличие стран Латинской Америки от Европы в том, что в Латинской Америке (и Аргентине, в частности) в автобусах ездят люди, прямо скажем, небогатые. Даже средние слои аргентинского общества пользуются такси. Вообще, такси в Буэнос-Айресе - это обычный общественный транспорт. У Аргентины, в отличии от России, была другая история, раньше Аргентина была богатой страной. С тех пор сохранилась традиция пользоваться такси. Например, очень многие жители столицы ездят на работу и с работы на такси, поэтому в определённые часы бывает сложно поймать такси в городе, хотя визуально их огромное количество. Короче говоря, аргентинские люди в булочную на такси ездят, в отличии от нас, советских людей, у многих из которых перед такси и рестораном имеется комплекс: "ресторан только по праздникам, такси - только в экстренном случае!" Ну и самое главное. Если вы поселитесь в правильном месте, то вам не понадобятся ни автобусы, ни такси, ни метро, до всего самого интересного вы сможете дойти пешком. И кстати, с такси будьте бдительны, иногда попадаются таксисты-жулики.

Итак, если вы всё-таки решили ездить на городских автобусах, я расскажу, как это делать. В городских автобусах Буэнос-Айреса проезд можно оплатить двумя способами: монетами в монетоприёмник либо электронной карточкой SUBE. Цена около полудоллара за поездку (в пересчёте с чёрного курса). Если проезд оплачивать карточкой, он будет процентов на 20% дешевле, чем монетами. Поэтому карточку имеет смысл заводить, если вы приехали в Буэнос-Айрес, скажем, на полгода. Её можно купить в кассах метро, в отделениях почты OCA и в некоторых местах в городе. Стоит около двух долларов. Оплатить проезд бумажными деньгами водителю нельзя, ссадит. В Аргентине с некоторых пор вывели водителей автобусов из денежного оборота, чтобы водители не делали бизнес на оплате проезда. А монеты в последнее время постепенно выходят из обращения. В стране инфляция, деньги дешевеют, поэтому всё чаще и чаще в магазинах не дают сдачу монетами. Но даже если вам дали сдачу монетами, и среди монеток есть двух-песовые, не спешите радоваться. Ими оплатить проезд вы не сможете, так как двухпесовые монеты изобрели позже, чем монетоприёмники в автобусах.

Вы чувствуете, как всё не просто в Аргентине и по-прежнему хотите ездить по Буэнос-Айресу на городских автобусах? Я кратко подытожу. Решив всего лишь прокатится на городском автобусе, вам надо сперва потратить время на поиск монеток или проездного SUBE (и вы напрасно думаете, что продаётся он на каждом углу).

Передвигаться на метро в Буэнос-Айресе гораздо быстрее, чем на автобусе. Проблема в том, что метро не охватывает весь город.

А если вы хотите добраться из центра, ну например от Обелиска до Сан-Тельмо, проще всего вам будет это сделать... пешком! Тем и хорош центр, что всё сгруппировано рядом, до всего можно дойти. Доехать автобусом тоже можно, но по времени получится ровно столько же, сколько и пешком. Дело в том, что в центре очень много светофоров, почти все улицы односторонние. Поэтому автобусом получится дольше. Метро, которое здесь называется Subte, не имеет большого охвата, и может вас ввести в заблуждение своей схемой. Дело в том, что дистанция между некоторыми станциями центра равняется... 100 метрам. Поезд уезжает с одной станции и через 15 секунд въезжает на другую. Учитывая время ожидания поезда, которое здесь достигает 10 минут, опять же проще дойти пешком. Разумеется, если речь идёт о центре. Существует очень удобная интерактивная карта Буэнос-Айреса, достаточно ввести адреса, и она покажет вам оптимальный вид транспорта, или маршрут, как дойти пешком.

Какие 2 вещи строго запрещено делать в аргентинских городских автобусах?

В стране, где население искренне считает себя самым воспитанным и образованным в мире, в каждом автобусе написано: Запрещено курить и плеваться

Кроме этого, есть ещё ряд вещей, которые строжайше запрещается делать. И об этом обязательно оповещают пассажиров отдельными наклеечками. Куда не кинешь взгляд, везде неклейки с правилами:
запрещается открывать окна в холодное и зимнее время
запрещается высовываться, или высовывать руки в окно
пассажиры этого транспортного средства частично спонсируются государством!

(это "хитрая" политическая пропаганда, чтоб население знало, за кого голосовать на выборах).

И снова о курении. Теперь подробнее:
Запрещение на курение в этом транспортном средстве распространяется как на водителя, так и на пассажиров. Соблюдайте и придерживайтесь.

Передние 4-6 мест обычно зарезервированы для пожилых, инвалидов и беременных. О чём конечно имеется красочная наклейка.


С одной стороны, это удобно, ты можешь спокойно сесть на любые места, кроме передних, и точно будешь знать, что никакая бабушка не будет стоять над душой. Обычно, если передние места заняты теми, кому не положено, бабушки, дедушки и беременные девушки бойко говорят "уступите мне!". Хотя, довольно часто попадаются и не такие бойкие бабушки, и наглая молодёжь так остаётся сидеть на передних местах, даже при вошедших пенсионерах.

Любопытно, что творилось бы в аргентинских автобусах, если бы этих важных сообщений о не курении, не плевании и о всём остальном, там не было? Кстати, я был и в очень бедных латиноамериканских странах, и даже там в автобусах нет никаких подобных предупреждений. И прошу заметить: при этом никто там в автобусах не курит и не плюётся. Вот такая, оказывается, высшая раса - аргентинцы.

Вообще, в Аргентине - предостережения и таблички - это целая культура, например, вот, на травке у тратуара:
Запрещены свободно гуляющие животные
Запрещено заниматся спортом

Заметьте, всё серьёзно, везде ссылки на номер закона. Можно было бы подумать, что находишся в какой нибудь Германии...

Аргентинские автобусы выглядят не так, как типичные латиноамериканские, поаскетичнее. Вот, к примеру, обычный панамский автобус (ещё, там внутри всё подсвечено синим, и бумкает модный музон!):

А вот аргентинский:


Хотя, конечно, проглядываются латиноамериканские мотивы в дизайне оформления, и в желании описать весь маршрут аршинными буквами по всему свободному месту. Только зачем это нужно - не понятно, всё равно все уточняют маршрут у шофёра, так как маршруты меняются часто, и, кроме того, у одного номера может быть 3 подвида с разными маршрутами.

Есть в Буэнос-Айресе одна автобусная фирма с до боли знакомым названием:

Есть ещё одно принципиальное отличие аргентинских городских автобусов. Во всех латиноамериканских автобусах водитель заинтересован в том, чтобы посадить как можно больше пассажиров. Поэтому где-нибудь в Лиме простого взмаха руки с тротуара достаточно, чтобы автобус из левого ряда рванул к вам через все три полосы. Так же в Перу имеются кондукторы, у которых двойная функция - собирать плату с пассажиров и на остановках и светофорах зазывать клиентов. Смешно иногда видеть, как кондуктор на остановке выбегает из автобуса и начинает уговаривать прохожих поехать на этом автобусе. Самое фантастичное в этом абсурде то, что некоторые "уговариваются" и садятся! В аргентинских же автобусах - всё строго наоборот. Самое главное для водителя, чтобы его меньше беспокоили. Часто они вообще делают вид, что не замечают пассажиров на остановке, и просто проезжают мимо! Поэтому для того, чтобы автобус остановился, пассажиры должны привлечь, как-то заинтересовать водителя. Обычная картина, пассажиры увидевшие вдалеке автобус, выходят на первый ряд проезжей части и все вместе дружно машут руками. Любопытно, что именно все! Ведь по сути достаточно было бы помахать одному, но остальные машут тоже. Или бывает, отъехав от остановки 5 метров и встав у светофора - водитель не хочет открыть двери стучащему снаружи пассажиру. Правда, некоторые открывают всё-таки.

Когда мы только приехали в Аргентину, местные водители нас просто шокировали: входим, даём водителю денюжку за проезд (как во всех ЛА странах). Он раздражённо кивает назад, мол туда сыпте монеты. Мы говорим "нет монет, вы не разменяете?". "Не разменяю", отвечает водитель. Дальше повисла пауза. Выяснилось, что платить здесь можно либо монетами, либо карточкой. Хорошо, в тот раз помогли сердобольные пассажиры. А в следующие разы мы старались всегда копить мелочь. На автобусы. И всё равно иногда оказывались в идиотской ситуации, когда нужно ходить по ларькам и просить разменять. Недавно как раз по причине разногласий о способе оплаты проезда произошла драка пассажира с водителем, в результате которой автобус въехал в дом, и пострадали 30 человек. Кстати сказать, мне очень интересна ситуация с юридической стороны. Зашёл я в автобус. Мелочи принципиально нету, но оплачивать проезд не отказываюсь, вот, пожалуйста бумажные деньги. Это ж не мои проблемы, что автобусы оборудовали монетоприёмниками, и забыли поставить банкнотоприёмники.

Ещё у аргентинцев принято выстраиваться в очередь на остановках...

А, хотя в Москве, по-моему, тоже люди становятся в очереди на автобусы. Автобусные остановки в Буэнос-Айресе чудовищны: иногда табличка вся ободрана, а иногда это просто замызганная наклейка размером 7х7 см. И сами остановки иногда могут быть просто столбом, или деревом.

Помойность и гадливость остановок и табличек иногда за гранью добра и зла.

А вот в некоторых других латиноамериканских странах понятия "остановка" просто нету. Где попросишь, там и остановят. А чтобы узнать маршруты, надо спрашивать у местных или опять-таки остановить какой-нибудь автобус и узнать у водителя, в Перу и Парагвае это обычное дело. Ещё одно принципиальное отличие аргентинских автобусов от остальных городских автобусов Латинской Америки - их почти не атакуют стаи нищих-продавцов-попрашаек-певцов и рассказчиков. Но зато в Буэнос-Айресском метро эти атисанитарные элементы расцветают полными красками. А в метро аргентинцы ведут себя как стая диких кабанов, но это требует отдельной статьи, которая находится здесь.

Про антисоциальные элементы в городском транспорте Латинской Америки инересно написал один мой знакомый в своём блоге.

32 раненых из-за 2 песо (10 рублей) или высокая культура аргентинцев

Вот говорят: русские озверели последнее время, сплошь и рядом новости: "...двое автомобилистов подрались из-за того, что один не уступил другому"; "...пешеход не уступил мерседесу тротуар и был избит за это битой..."; и т.д. и т.п. Смотрите, что случилось в престижном районе Буэнос-Айреса, где живут люди "высококультурные" и "очень добрые", как кажется на первый взгляд русским туристам. В автобус вошёл пассажир и хотел оплатить проезд электронным проездным, но тот не сработал. А монеток для оплаты проезда у него не было. Дело в том, что платить в аргенинских автобусах нужно либо проездным, либо монетами. Если есть только банкноты - иди пешком. Водитель сказал безмонетному пассажиру:
-Слышь, э, плати давай э! без оплаты не поедешь э!
Пассажир ответил:
-Ты чо, э? Видишь, проездной не работает! Я на работу опаздываю э, нет у меня монет, э!
В такой нехитрой манере аргентинцы вели между собою спор, пока он не перешёл на новый уровень: пассажир дал по морде непонятливому водителю. Водитель оказался не промах: на ходу бросил руль, повернулся к пассажиру и ответил мощным ударом в челюсть. К сожалению, автобус не имел автопилота, и пока мужики были заняты друг другом, автобус въехал в дом. К счастью, никто не погиб, 32 раненых. Вот новостное видео. Горяченькое, сразу после аварии:

От себя хочется добавить, что мерзее животных, чем аргентинские водители автобусов, найти трудно. Ещё хочется добавить, что при этом аргентинцы считают себя самыми интеллигентными существами в мире. Только тротуары обкаканы почему-то, и мусор кругом...

Экскурсии с гидом по Буэнос-Айресу

Дата последнего изменения: 06.01.2018 17:10:56
Я в соцсетях: